«Мы, поморы, не рабы. Мы – рыбы»
Рассказываем о том, какие традиции есть у северных потомков новгородцев
«Помор - это что-то вроде дворянина».
(Михаил Михайлович Пришвин)
C чего все началось?
Поморы - потомки новгородцев, а также крестьян, которые бежали на север от войны и разрухи. Впервые этот народ упоминается в 1526 году. Это смелые и предприимчивые люди, живущие, в основном, на побережьях Белого и Баренцева морей, вдоль рек Мезень, Печора, Онега и Северная Двина. Они жили на севере несмотря на то, что земледелие не давало большого урожая, зато край был богат на зверье и рыбу.
Прародители поморов пришли на северную землю и постепенно начали интегрироваться с финно-угорскими племенами, шаг за шагом колонизируя Русский Север. А на полученных территориях строили города: Холмогоры, Шенкурск, Вельск, Карпогоры, Тотьма, Великий Устюг. Многие из этих городов сейчас служат административными центрами районов Архангельской области.
На севере любили свободу, поморы старались перенять новгородскую демократию: здесь было самоуправление, крестьяне выбирали судьей. В 1552 году Иван Грозный даровал поморам Уставную грамоту Двинского уезда, по которой жалует им выборный суд, отменяет должности волостеля и тиуна. Однако, когда Москва стала объединять все русские земли, то и Северная Русь вошла в состав Московского государства.
«Мое море, прошу тебя, не выплюни меня на берег во время очередной бури твоих истерик»
Поморы повязаны с морем нитью Ариадны. Для них оно кормилец, источник дохода и, в какой-то степени, божество. Море давало им рыбу, которой они питались или которою продавали. Поэтому судоходство и рыболовство у них в крови: они ловили рыбу и тюленей во время плавания, добывали жемчуг. Именно морем и жили поморы. Поморы считали, что выход в море — это проверка. Тех, кто вернулся живым, называли победителями. А про тех, кто не вернулся из плаванья, говорили: «Море забрало». Они не сетовали на него - поморы считали, что море всегда справедливо.
Для удобства промысла поморы строили избушки на побережье. Поморы называли их «тоня». Там они жили только в сезон добычи. Поморы переселялись туда целыми семьями, а рядом ставили крест «на добычу» — для хорошего улова. Также, когда поморы выходили в море, то бросали серебренные монеты в воду на удачу и хороший улов. Еще для хорошего улова рыбаки брали с собой кулебяку. А те, кто провожал их, оставляли на столе буханку хлеба и солонку до следующего дня. В море ходили не только мужчины, но и женщины. На севере мужчина и женщина обладали практически равными правами. Женщина могла стать кормщиком, свое рода капитаном судна. А если муж уходил в море, то главой семьи становилась его жена.
Для того, чтобы ходить в море, поморам нужны были суда. Поэтому были они искусными мастерами кораблестроения. К слову, первая верфь в России основана в XV века в Соловецком монастыре. В Российской империи Петр I Великий в 1693 году основал в Архангельске первую военную верфь, а в 1694 году - купеческую верфь. По одной из версий, верфи были построены на Севере, потому что морской путь через Белое и Баренцево моря был самым коротким в Европу - выхода в Балтийское море у России тогда не было. Торговым же судам требовалось военное прикрытие. Корабли строили не по поморским технологиям, а по голландским, но многолетний опыт поморов в этом деле значительно упрощал процесс.
Однако поморы начинали с более скромных судов. Они строили кочи — легкие парусные суда длинной до 24 метров. Архангельские кочи сшивали не гвоздями, а можжевеловыми вицами. Кочи делились на малые и большие. Малые использовались для судоходства по рекам и вмещали до 15 человек. Большие кочи ходили по морям и могли взять на борт до 42 человек. Особенностью кочи была ее форма - она была яйцеобразной. Такую форму делали для того, чтобы без повреждений вытащить ее на берег. Особая форма также делала их маневренными, и кочи почти никогда не погибали во льдах. Также поморы строили и ходили в море на карбасе и беломорской лодье.
Жизнь вне моря
Были особые традиции у поморов не только в море. На суше они занимались звероловством. Перед уходом охотников на промысел в церквях пели молебны «за здравие», а в дорогу добытчикам давали пироги. Главными животными для поморов были гренландский тюлень и морж. На побережье Белого моря для промысла поморы объединялись в артель по 5-7 человек, которой управлял атаман.
Сейчас такой промысел запрещен, но в 2019 году глава Росрыболовства допустил возможность возрождения охоты на гренландского тюленя. Илья Шестаков заявил: «Мы сейчас проводим глубокие исследования по оценке и учету морских млекопитающих по всей стране. По предварительным данным, у нас отмечается переизбыток морского зверя, что может привести к серьезным экологическим последствиям. Мы наблюдаем это на Байкале, на Камчатке и в северо-западных регионах страны».
Есть у поморов и свой календарь. В 1699 году (по тогдашнему русскому календарю 7209 год) император Петр I ввел юлианский календарь. Поморы отказались признавать его и жили по- старому календарю. Поэтому новый год у поморов наступает 14 сентября, в тот же день, что и Маргаритинская ярмарка. В новый год у поморов было принято запускать плавучий Маяк на Северной Двине. Под звуки колокола процессия поморов шла к реке, когда зажигали плавучий Маяк и с берега артиллерия давала залп, то означало, что наступил новый год. Также в этот день все двери были открыты. Это делали для того, чтобы пустить счастье в дом, а на порог клали старый веник, чтобы из дома ушло все плохое. В наше время этот праздник не отмечают, хотя еще в начале 2010-ых его праздновали. Так, в 2018 году журналист 29.ru, а ныне главный редактор издания Елена Ионайтис сделала текст про этот праздник. А в 2020 году поморский новый год стал главной темой Маргаритинской ярмарки.
Еще у поморов есть традиция ставить кресты. Они ставятся не только по трагическим случаям, но и по счастливым. Как говорилось ранее, кресты ставили для хорошего промысла в море. Установка креста была знаком «освоения» тони и освящения данной территории. Кресты ставили, если надо попросить у бога определенной погоды или если рыбаки вернулись с промысла живыми и с хорошей добычей. Ставили кресты и по печальным событиям, например, когда из моря не вернулось судно. Для поморов постановка креста было событием сакральным. Оно на всю жизнь оставалось в памяти.
Кресты ставили также в навигационных целях. Когда поморы стали осваивать Северный Ледовитый океан, то им стали нужны ориентиры. Приметный кресты устанавливали по побережью, на них были направления сторон света, указатели опасных и безопасных мест. Они сыграли огромную роль в истории Поморья.
А что сейчас?
По данным последней переписи населения 2010 года поморов в Архангельской области 2015 человек. Поморские традиции с каждым годом все больше забываются — во многом из-за законодательства. Однако областные СМИ активно пишут на данную тематику. Рекордсменом можно считать 29.ru. Они писали как празднуют новый год поморы в наши дни, как им запретили выходить в море на карбасах, как поморы не могут ловить рыбу. В газете «Бизнес-класс» писали о том, что в Архангельске снимут фильм про коч, что тоже является событием для поморов. Только, к сожалению, тех, кто определяет себя помором, в России с каждым годом все меньше. В 2002 их было 6571 человек, а в 2010 уже 3113 человек.
Александр СОКУРЕНКО
